Мы все иногда наблюдаем торговцев топливом, стоящих вдоль автомагистрали.Все они продают дешевый бензин с неизвестным происхождением. Кому-то такое предложение покажется соблазнительным, грех им не воспользоваться. И никого не беспокоит, откуда появился бензин. Кто-то предположит, что продавец – переработчик или оптовый поставщик топлива. Но мы вас огорчим – это не так. Вполне возможно, бензин будет хорошего качества, но мы знаем, что досталось это топливо по криминальной схеме. Воровство топлива на предприятиях – вот поставщик всего нелегального бензина.
Такая ситуация сохранилась с советских времен. Менталитет тех лет еще живет в населении России, как живы и принципы: «Бери то, что плохо лежит». Остались еще последователи этой советской школы жизни, которые при выборе работы, обращают внимание не на честный заработок, а на величину потенциальных хищений. Особо популярен такой подход среди водителей грузовиков и другой крупной техники. Естественно предприятия борются с данным проявлением, ужесточают контроль за движением ГСМ, однако несмотря попытки навести порядок, кражи и далее продолжаются. Штрафы, как мера устрашения, никого не останавливают. В сельхозпредприятиях, транспортных предприятиях и добывающих организациях данная проблема как-нигде остра. Если в автопарке предприятия имеется техника, с большим расходом топлива, это позволяет замаскировать и спрятать признаки воровства. В мелких предприятиях топливо расхищают просто в меньших объемах. Водители, решаясь преступить закон, не думают о том, что им светит уголовная ответственность, кроме административной.
За данное деяние предусмотрена ответственность по статье 160 УК РФ, подпункт с растратой вверенного имущества. Наказанием предусмотрены исправительные работы, ограничение, лишение свободы. Совершение преступления в группе увеличивает срок. Борьба правоохранительных органов с такими преступлениями неэффективна, полиция может сделать рейд, но только в случае поступившей от руководства предприятия информации.
На многих предприятиях периодически возникают попытки противостоять этому явлению, но большинство обречено стать неудачными без информированности и спецоборудования. Решение же известно, однако о нем практически никто не знает.
Недавно появился новый подход в решении проблемы – контроль по реальному расходу, который в отличии от контроля по нормативам, позволяет установить величину реально потребляемого топлива. Для такого контроля в топливную магистраль автомобиля устанавливается расходомер топлива. А также на ведомственной АЗС монтируются автоматические трк Цертус, позволяющие вести контроль в режиме онлайн за заправками. В этом случае у водителей нет излишков топлива для продажи. Колонка через интернет подключена к компьютеру управления, обычно размещается в бухгалтерии предприятия. Водитель авто, заправляется на автоматизированной топливораздаточной колонке Цертус по карте, на компьютер управления передается вся информация о заправке.
Сразу скажем, что система имеет возможность через управляющий компьютер задавать лимиты топлива для топливной карты, то есть для каждого водителя. После заправки автомобиль уходит в рейс, система контроля за расходом бензина, по беспроводному интернету отправляет данные в офис о расходе и уровне бензина в баке машины. Таким образом ведется контроль за расходом топлива.
Водитель автомобиля не имеет возможности для кражи топлива. При сливе из бака резко изменяется уровень в баке, что посылает сигнал о краже. Можно подумать, что бензин можно своровать на АЗС — водитель зальет топливо в специальную канистру на продажу. Однако, не все так просто, на АЗС тоже невозможно своровать, данные о заправке с колонки сразу отправляются в офис, где происходит автоматическое сравнение данных с информацией от датчика уровня топлива в баке, при различии данных появляется сигнал о краже.
Данную систему можно сделать еще более совершенной, для этого необходимо переоборудовать топливные баки автомобилей и смонтировать в их горловины систему идентификации автомобиля. Теперь при заправке невозможно залить бензин в другой бак либо канистру, раздаточный пистолет сразу отключается при выемке из бака.
Автоматическая система контроля, описанная в этой статье разработана компанией Айрон-Системс. При ее использовании гарантируется стопроцентная защита от воровства топлива, сделать хищение становится практически невозможно. Контроль за вмешательством в работу системы, предотвращение несанкционированного подключения обеспечивается многоступенчатой защитой (пломбировка, пароли, наклейки).
Компания Айрон-Системс известна более как производитель топливных колонок, электроники, программного обеспечения. Вся продукция имеет неплохую популярность. Отлично показала себя на территории всей России.